Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Ленин против НАТО!

Суббота, 27.04.2024
Главная » Статьи » Аналитика

Современная Россия. Прогнозы и оценки. 2

Начало здесь 

 В России ежегодные объемы взяток в судах достигают 210 млн. долларов. Россия занимает 43 место по коррумпированности судебной системы. Подобные показатели у Венесуэлы, Чили, Конго, Марокко и Сенегала. Суды занимают пятое место в рейтинге коррупционных отраслей. Как отмечает Председатель Правительства РФ: «Мы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России. Демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов». Россияне ежегодно дают до 3 млрд. долларов взяток в различных инстанциях. Около 25% россиян заинтересованы в сохранении коррумпированности общества. Реальный уровень коррупции в России превосходит эффект от развития экономики.  По данным Департамента собственной безопасности МВД России, за I квартал 2009 года сотрудниками милиции было совершено 18.000 правонарушений - это на 18% больше, чем за аналогичный период в 2008 году. Около 35% преступлений, совершаемых милиционерами – уголовные, в первую очередь, грабежи и убийства. По информации генерал – майора полиции России в 2011 году средний размер коммерческой взятки достиг уровня 240 тыс. рублей (около 80 тыс. долларов). В России каждый день пропадают без вести свыше 300 человек. В 2008 году пропали без вести 50.000 человек. Из 120 тысяч человек, которые пропали в прошлом году, большинство, почти 59.000, мужчины, 38.000 - женщины, 23.000 - несовершеннолетние и малые дети. МВД последние годы старается засекречивать подобную информацию. Количество подобных преступлений в 3 раза превышает аналогичную статистику в США и в 19-20 раз страны Евросоюза. В результате реформы Вооруженных Сил РФ только в Сухопутных войсках к 2012 году число частей и соединений уменьшится с 1890 до 172. Офицерский корпус сократится с 315.000 до 150.000 человек, а генеральский с 1.886 до 900 человек. Аппарат Минобороны уменьшится в 2,5 раза, ликвидируют институт прапорщиков и мичманов (170.000 чел), а 65 военных ВУЗов переформируют в 10 учебно-научных центров. В 2009 году в Военную академию Генштаба смогло поступить всего 16 офицеров ВС России. В 2015 году большинство солдат и офицеров российской армии будут по нашим расчётам мусульманами. Есть основания полагать, что в ближайшей перспективе основу ВС РФ составит наемная пехота, главной задачей которой будет борьба не с внешними угрозами, а с внутренними. Вооружённые Силы РФ рискуют приобрести исключительно полицейские функции.   С 1994 года поступление новой техники в войска ПВО прекратилось и до 2007 года не возобновлялось. Поэтому ПВО России давно носит очаговый характер, обеспечивая прикрытие лишь некоторых наиболее важных объектов.  За период 2000-2010 годы Военно-Морской Флот России сократился на 60%. Новинка российских авиаторов, истребитель Су-35, всего лишь модификация модели Су-27, которой уже более 20 лет, и сравнивать ее с последним истребителем США F-22 Raptor, как минимум, некорректно. России не удалось выполнить заказ Китая на 38 транспортных самолетов ИЛ-76 и самолетов-заправщиков ИЛ-78. Минобороны России потратило на разработку и испытание беспилотных летательных аппаратов 5 млрд. рублей, не добившись никакого практического результата. Беспилотники на сумму 400 млн. долларов будут закуплены Россией в Израиле. Из 1800 боевых самолетов еще советского производства, стоящих на вооружении ВВС России, 1200 самолетов не могут эксплуатироваться и нуждаются в капитальном ремонте. У многих пилотов ВВС России налет недотягивает даже до минимальной нормы: в среднем 50 часов в год (8,5 минут в день), вместо 120 (20 минут в день). В авиации скоро не будет ни одного летчика-снайпера, почти нет летчиков 1-го класса. Через 10 лет останутся только летчики 3-го класса в возрасте 37-40 лет. План реформирования армейской авиации ВВС России предусматривает сокращение боевого летного состава примерно на треть, из 245 военных аэродромов останется 27. В Челябинском ВВАУШ в 2009 году было набрано на первый курс всего 29 чел. Для информации - средний годовой налет военных летчиков США и Индии составляет более 200 часов, а Израиля – свыше 300 часов в год. Два года назад курсанту лётного училища из госбюджета на сутки выделялось 50 рублей. Служебным собакам МВД полагается 130 рублей.   За период с 1994 по 2009 год российская армия получила всего 114 новых танков T-90, 20 новых самолетов Су-27, 6 модернизированных Су-25, 2 Су-34, 3 самолета ТУ-160 (1 новый и 2 модернизированных) и 2 вертолёта Ка-50. Никто из нас не может с полной определённостью сказать, много это или мало.   Каждый спутник «Глонасс» примерно на треть состоит из импортных комплектующих и это показатель зависимости России от конкурирующих государств. В 2008 году к уголовной ответственности были привлечены 20 генералов и адмиралов, осуждены 1.611 офицеров, из которых 160 были командирами воинских частей. Ущерб от коррупции в армии РФ в 2009 году вырос более чем вдвое, превысив 3 млрд. руб. В 2010 году Москва потратила 866 миллионов фунтов стерлингов на пропаганду положительного образа России – это много больше, чем на борьбу с безработицей.   В России Китай купил и освоил 80.400 га сельскохозяйственных земель (цена сделки - $21,4 млн.). Хотя иностранные владельцы российской земли стараются особенно не афишировать свою деятельность, известно, что среди них шведский инвестиционный фонд Black Earth Farming (через российскую компанию «Агро-Инвест») контролирует порядка 300.000 га, шведская же компания Alpcot agro (инвестировала в Россию $230 млн. и контролирует более 490.000 га), компания «Рав Агро-Про» с участием израильского, американского, британского капитала (контролирует 150.000 га). Кроме того, датская Trigon Agri приобрела в последние два года в России 121.000 га.   В России делают 8 млн. абортов в год, полтора процента из них – на поздних сроках. Сейчас на 100 женщин детородного возраста приходится 124 ребенка, тогда как для простого численного возмещения поколений необходимо 215 детей. По данным Минздравсоцразвития, каждый год 180.000 человек в России умирают «по причинам, связанным с воздействием вредных и опасных производственных факторов», более 200.000 человек получают травмы на производстве, регистрируется 10 тысяч случаев профессиональных заболеваний, более 14.000 человек становятся инвалидами. Потери от неблагоприятных условий труда ежегодно составляют 4% от ВВП. В России 30% детей рождаются вне брака. Десять лет назад вне брака родилось 14,6% детей, а к 2003 году эта цифра увеличилась вдвое. По опросу ВЦИОМ, 60% россиян не имеют детей и не планируют обзаводиться ими. Ежегодно Россия теряет по численности населения целую область примерно равную Псковской или Томской, республику типа Карелии или крупный город, такой как Краснодар. Смертность только от сердечно-сосудистых заболеваний и болезней системы кровообращения превышает 1.400.000 человек. Ежегодно по причине употребления табака в России умирает 270.000. Курят почти 70% мужчин и более 30% женщин. В России 26.000 детей не доживают до 10 лет, ежедневно умирает 50 младенцев, 70% из них в родильных домах. По данным РЖД, в России по итогам 2009 года на железных дорогах в зоне движения поездов было травмировано 4.447 человек, из которых 2.953 человека погибли. Ежегодно от врачебных ошибок в России умирает 50.000 человек, сообщает общественная организация «Лига защиты пациентов». При этом доказать в суде врачебную ошибку практически невозможно. В России оплата труда врачей и младшего медперсонала - самая низкая в мире, доля ошибочных и заведомо ложных диагнозов - самая высокая.  По данным МЧС, ежегодно в России происходит около 300.000 пожаров, при которых погибает около 20.000 человек, получают ранения свыше 12.000. Ежедневный материальный ущерб составляет в среднем 17,2 млн. рублей. В среднем за год до 1,5 тысяч детей в возрасте до 14 лет заканчивают жизнь самоубийством. Каждый субъект РФ обязан иметь финансовый и материальный резервы, используемые при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: аварийно-спасательных работ, размещения и питания пострадавших, выплат единовременной помощи. Такие резервы имеются в 83 субъектах РФ, за исключением Республики Тыва и Московской области. Общий объем материального резерва сегодня составляет 5,397 млрд. руб. (85,5% от нормы). В среднем на каждого россиянина из него приходится 37,95 руб. Самый высокий показатель в Чукотском АО - 11.772 руб., хуже всего показатели в Ульяновской области - 2,62 руб. Только 9 субъектов РФ располагают чрезвычайными материальными резервами на душу населения в размере свыше 130 рублей. Объем финансовых ресурсов, предназначенных для ликвидации ЧС в целом по РФ, сегодня составляет 11,37 млрд. руб., на каждого россиянина приходится в среднем 79,95 руб. Наибольшие показатели в Чукотском АО (1386,58 руб.), Москве (519,51 руб.) и Санкт-Петербурге (273,45 руб.). В Саратовской области он составляет 0,39 руб. на одного человека.  На территории России проживают от 12 до 14 млн. иностранных граждан, из которых на период составления Доклада свыше 8,8 млн. не имеют легального статуса. В последнее время ситуация с притоком нелегальных мигрантов имеет положительную тенденцию, приобретая статус государственной политики компенсации депопуляции. При этом в стране насчитывается свыше 9 млн. собственных граждан, не имеющих работы и свыше 4 млн. бездомных.   По фактам коррупции в отношении 186 руководителей российских учебных заведений возбуждены уголовные дела. Привлечены к ответственности 8 ответственных секретарей и членов приемных комиссий, 7 ректоров, проректоров и деканов, 18 профессоров и доцентов, 153 директора, заместителя директора и преподавателя учебных заведений. Всего выявлено 3.535 преступлений, в том числе - 1.438 по фактам должностных преступлений. Возбуждено 597 уголовных дел по фактам взяточничества, 869 – по фактам хищений и нецелевого использования бюджетных средств. Сумма ущерба за отчётный период составила более 100 млн. руб. По данным ЮНЕСКО, за 2007 год сумма взяток в сфере высшего образования в России достигла 520 млн. долларов.   Россия занимает третье место в мире после Ирака и Сомали по числу поданных ее гражданами просьб о предоставлении убежища за рубежом. В 2008 году с такими просьбами обратились 20.477 россиян - на 9% больше чем в 2007 году. Чаще всего россияне ищут убежища в Польше (6647 человек), Франции (3579), Австрии (3436), Бельгии (1615), Норвегии (1078), Швеции (933). В списке самых привлекательных для беженцев стран Россия стоит на 19-м месте. При этом в России за статусом беженца в 2008 году обратились 3.970 иностранцев. За последние 35 лет из России выехали свыше 40 млн. человек (данные МИД РФ). Легально въехали в страну 3 млн. человек. Ежегодно, в рамках иммиграционных программ и приема беженцев, из России выезжают свыше 100.000 человек. Только в Хургаде (Турция) на постоянной основе, проживает около 15.000 россиян. Государственной программой было предусмотрено дать возможность вернуться на Родину из дальнего и ближнего зарубежья 300.000 человек. Причем, 50.000 - в 2007 году, а 100.000 и 150.000 - в 2008 и 2009 годах. Под проект было выделено из государственного бюджета 4,5 млрд. рублей, плюс использовались средства регионов, участвующих в программе. На сегодняшний день израсходовано 252,3 млн. рублей. Результат - в 2007 году в Россию перебралось всего 400 соотечественников.   Россия занимает 3 место в мире по числу научных работников на 1 млн. населения – 3.494 человек. Выше показатели только у Норвегии – 4.377 и Швеции – 5.186. По оценкам экспертов, около 20.000 российских ученых работают на страны ЕС, оставаясь штатными сотрудниками Российских государственных научных учреждений, по большей части закрытого типа.  Согласно данным Министерства промышленности и науки, в настоящее время доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции составляет 0,3% (это в 130 раз меньше, чем у США). Доля ВВП от использования объектов промышленной собственности в России менее 0,5%.  Ассигнования на научные исследования и разработки составляют 1% от внутреннего национального продукта РФ.    Российская гражданская авиация более чем в три раза сократила объем авиаперевозок и в десятки раз – выпуск гражданских самолетов. В период с 2003 по 2005 год в России ежегодно производилось от 11 до 18 гражданских самолетов всех типов. В 2010 году было выпущено всего 7 гражданских самолетов. Между тем американская компания Boeing и европейская Airbus производят каждая по 350–400 машин ежегодно. По сравнению с 2000 годом число гражданских аэродромов сократилось почти на 40%. Президентский летный отряд «Россия» переходит на самолёты Airbus A-319 и Falcon.   Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – это интегральный показатель, с его помощью определяется уровень развития страны. В этом рейтинге Россия, на ноябрь 2010 года, занимает 65-е место из 169 между Албанией и Казахстаном с показателем 0,719.  Информация из официальных источников Партии «Единая Россия» У России наименьший государственный долг среди развитых стран – около 10 процентов ВВП (для сравнения, в Германии – более 80 процентов ВВП, в Италии – 120, в Греции – 150, в США приближается к 100, а в Японии – к 200 процентам). Число людей, живущих за чертой бедности, сократилось более чем в два раза. Минимальные размеры пенсии и заработной платы приблизились к прожиточному минимуму. Уровень безработицы снизился на 30 процентов. Реальные располагаемые денежные доходы населения с 2000 года выросли более чем в 2,5 раза. Инфляция уменьшилась с 20 процентов в 2000 году до уровня менее 9 процентов в 2010 году. За последний год в России родилось на 41 процент больше детей, чем в 2000 году. За этими цифрами – более 522 тысяч новых жизней. Смертность сократилась на 9 процентов, а продолжительность жизни увеличилась на три года. Мотивированная социальная и политическая ситуация По нашим данным доля богатых или просто состоятельных людей в составе населения России составляет около 5 % , и еще более 20 – 25 % могут быть уверенно отнесены к среднему сословию. Около 70 % граждан страны живут при весьма стесненных материальных обстоятельствах, в том числе примерно четверть от 70% – в условиях настоящей бедности и нищеты. Люди, входящие в последнюю группу, плохо питаются, не имеют возможности организовать полноценный отдых, не пользуются дорогостоящими лекарствами и часто не имеют давно уже ставшего стандартным набора бытовой техники (холодильник, цветной телевизор, компьютер, стиральная машина). Среди граждан, живущих в полной нищете, примерно 13 – 14 % это лица с высшим и незаконченным высшим образованием. Нетрудно подсчитать, что по критериям уровня жизни россияне распределены в пропорции, составляющей приблизительно 1:2. В таком же соотношении разделено по уровням благосостояния и статусным позициям и население развитых стран Запада – это то, что в современной социальной науке получило название общества двух третей. Только в США и Западной Европе на одного малообеспеченного гражданина приходятся двое хорошо оплачиваемых, а в России – наоборот. И если социальная конструкция первого типа, как показывает опыт, является довольно устойчивой, то во втором случае она, напротив, весьма неустойчива. К настоящему времени в России сформировался целый узел социальных и политических противоречий, которые обострились на фоне избирательной компании депутатов Государственной Думы Российской Федерации и Президента РФ. Например, для современной России характерно, что социальный статус определяется уровнем дохода, независимо от того, каким образом он был приобретён. Не секрет, что в органах власти работают люди, имеющие непосредственное отношение в ближайшем прошлом к организованной преступности. После периода кратковременной стабилизации в период 2000-2010 годов, когда в связи со сменой власти у населения появились надежды на улучшение, уровень социальной напряженности снова стал подниматься, обнаруживая тенденцию к дальнейшему росту. Бедность, которую в современной России нельзя рассматривать как результат личной вины самих бедных, это не просто чрезвычайно стесненные материальные обстоятельства, но и крайняя степень человеческого унижения, которое, к тому же, на каждом шагу приобретает публично-демонстрационный характер со стороны остальных членов общества. Оказавшемуся в тисках нужды россиянину постоянно дают понять, что он лишний в этой жизни. Особенно важен не сам факт чрезвычайно большого неравенства доходов, а то, что это положение будет воспроизводиться в будущих поколениях. «Обычные» россияне не только не имеют возможности покупать элитное жилье или путешествовать по миру, они лишаются ресурсов, позволяющих изменить свое положение. В первую очередь это утверждение относится к образованию. Богатые россияне, по их собственным самоотчетам, пользовались платными образовательными услугами для взрослых почти 59 %, в то время как по населению в целом этот показатель составил около 23 %. Конечно, и суммы, расходуемые состоятельными семьями на обучение детей, многократно превышают затраты среднестатистического гражданина, даже если он тоже формально использовал возможности платного образования. В результате этого Россия становится страной со сниженным уровнем социальной мобильности, а неравенство приобретает особенно застойный – не классовый, а корпоративно - кастовый характер. Несмотря на неблагоприятные тенденции, которые население совершенно отчетливо понимает, недовольство нарастающим социальным неравенством до сих пор выражалось лишь в локальных формах протеста с ограниченными требованиями текущего характера. Однако в последнее время ситуация стала меняться в связи с тем, что противоречия классового типа стали сочетаться с межнациональными противоречиями, способными давать мощнейшие выбросы социальной энергии, в том числе и самой разрушительной. В 2006 году по России от Кондопоги до Самары и Ростова прокатилась волна столкновений на этнической почве, имеющих вместе с тем и социально-экономический характер. Причины, которые привели к такому развитию событий, в кругах российской администрации и близких к ним понимают очень поверхностно, пытаясь свести все к ксенофобии или проявлениям «неофашизма». На самом деле ситуация создана всем ходом российских реформ, последствия которых власть и ее аналитики не просчитывали, а лишь интерпретировали на языке неолиберальной мифологии. Поэтому многое из того, что накапливалось годами, либо не замечали, либо игнорировали. В течение длительного времени в России, с ведома правительственных структур, существовали условия для не контролируемой миграции, приводящей к столкновению ранее разделенных между собой этнических масс, культурно - психологическая совместимость которых даже не обсуждалась. Однако еще более важно то, что при проектировании социально-экономического устройства новой России никто не принимал в расчет специфических социально-психологических качеств основной массы населения и его склонности к определенным видам деятельности. В результате перехода к рыночной экономике были обескровлены и частично разрушены целые отрасли российской промышленности, сельское хозяйство средней полосы, а также наука и образование. Многотысячные массы жителей коренной России, Сибири и Дальнего Востока, весь уклад жизни которых был приспособлен именно к этим отраслям, потеряли и в уровне благосостояния, и в социальном статусе, и в определенности жизненных шансов. В этой ситуации роль более высокой экономической ниши отошла к занимающей при нормальных условиях более скромное место, но очень мобильной и живучей в условиях всевозможных катаклизмов розничной и мелкооптовой торговле, требующей совсем иных качеств. Прошедшее многовековую школу модернизации, привыкшее повиноваться законному порядку и, к тому же, мало склонное к клановому объединению славянское население на этом поле проигрывало группам людей, у которых были живы архаические традиции, восходящие к родоплеменным обычаям. Поэтому тот слой рыночной экономики, с которым люди соприкасаются в своей непосредственной повседневности, стал принимать облик этнического (не русского) предпринимательства. Российские правительственные эксперты, взявшие на вооружение не без помощи зарубежной разведки, пришедшую из Великобритании и США конструктивистскую теорию наций, вели дело таким образом, что обострение межнациональных и межэтнических конфликтов случилось в самом сердце страны, то есть, в Москве. По нашим исследованиям, восходящее ко времени «перестройки» представление о том, что россияне будто бы только и хотят, что «все отнять и поделить», совершенно беспочвенно. В обществе сложилось вполне позитивное отношение к частной собственности, как таковой. Однако россияне не склонны к ее фетишизации, как это часто бывает на Западе, и полагают для нее другие основания, помимо формально юридических оснований. Право собственности, в соответствии с системой основополагающих смыслов русской культуры, создается личным трудом, а не рыночными манипуляциями, спекуляциями или юридическим крючкотворством. Поэтому, итоги проведенной в начале 90-х годов операции по форсированному созданию класса собственников, имеющей скорее политический и идеологический, чем экономический смысл, население в большинстве своем считает нелегитимными и требует пересмотра итогов приватизации. Эта тема сидит в общественном сознании как заноза, причем более половины граждан убеждены, что неправедно нажитые состояния следует конфисковать, независимо от того, приведет это к конфликтам в обществе или не приведёт. Сегодня эта тема присутствует в политической жизни в латентной форме, но ее актуализацию может легко спровоцировать любой конфликт, связанный с ужесточением социальной политики или иными причинами. Фактически под основание российского неокапитализма с самого начала была заложена мина замедленного действия, что в перспективе будет существенно ограничивать его эффективность и возможности смягчения остроты социальных проблем за счет возрастания абсолютных размеров национального дохода. Представляется, что вопрос об инвестиционном климате и инвестиционном рейтинге России, которому в настоящее время придано приоритетное значение, в глубинной своей основе упирается не в недостаточную прозрачность бюрократических механизмов или в психологические последствия судебно-административных акций против отдельных олигархов, а в национальное не восприятие капитализма как такового. Сегодня россияне очень далеки от идеализма времен «перестройки», так же как и от стремления творить себе новых кумиров. В общем и целом они подходят к оценке динамики развития страны достаточно рационально и вполне критически. В целом население склонно считать, что по многим позициям существенных сдвигов к лучшему не произошло. Более того, в ряде случаев наметилась негативная динамика. В этой ситуации главным фактором, придающим относительную стабильность весьма неустойчивой социально-экономической и политической конструкции «новой России» и даже обеспечивающим ее способность мобилизовать свои ресурсы на решение достаточно амбициозных геополитических и геоэкономических задач, является, безусловно, личность В.В.Путина. Большинство населения поддержало Путина в его конфликтах с олигархами, в действиях, направленных на восстановление государственного контроля над использованием природных богатств страны, в попытках расширить и укрепить зону международного влияния России. Пользуется одобрением и его взвешенная позиция по вопросам, связанным с исламским фактором, и стиль достойной самостоятельности, установленный Путиным в отношениях с Западом. Нужно, учитывать, что личность Путина на историческом этапе развития России – это не институциональный, следовательно, не постоянный фактор. Что же касается возможностей государства поддерживать инерцию движения безотносительно к тому, кто занимает самый главный кабинет в Кремле, то они представляются достаточно проблематичными. В 90-е годы в государственных органах всех уровней произошла «кадровая революция». Пришло новое поколение чиновников – более молодых, более «открытых миру» и не связанных догмами коммунистической идеологии, но, в то же время, более циничных, менее опытных, по многим позициям менее грамотных и, что особенно плохо для России, свою недостаточную подготовленность не осознающих. Это привело к существенному ухудшению качества всей государственной службы в целом. В глазах россиян государственный аппарат «новой России», которому предстоит реально выполнять заявленные Президентом планы, направленные на реализацию национальных проектов и превращение Российской Федерации в энергетическую сверхдержаву, никаким авторитетом не пользуется. В массе своей россияне ставят современного российского чиновника и управленца ниже не только европейского, но и советского. Отвечая на вопрос, кто в первую очередь препятствует быстрому экономическому росту и развитию России, россияне ставят на первое место коррумпированные политические и экономические элиты, а также засилье бюрократии. К слову сказать, некоторые министры в Правительстве РФ дают почву для подобных выводов. Теоретически сильным ходом, способствующим укреплению доверия между государством и обществом, могла стать выдвинутая верховной властью идея реализации пяти национальных проектов, тем более что они касались наиболее важных для населения сфер – здравоохранения, жилья, образования. Однако этого не случилось. Убедить население в том, что речь идет о реальной инициативе, а не об очередной кампании политтехнологов, которые давно уже вызывают у россиян аллергические реакции, не удалось. Никаких действительно ощутимых для граждан сдвигов пока не последовало, поэтому большая часть граждан, негативно оценивая качество госаппарата новой формации, просто не верит, что пришедшие в кабинеты министерств и ведомств чиновники, вообще способны управлять такими сложными проектами. Показательно в этой связи то, что происходит в сфере образования. Россияне чрезвычайно сильно опасаются ее коммерциализации и в ходе социологических опросов постоянно высказывают мнение, что их шансы на получение хорошего образования падают. Ректорский корпус и профессорско-преподавательский состав российских университетов практически в полном составе образует оппозицию политике, проводимой министерством образования. Следует отметить, что идеологическим центром реформ образования является Высшая школа экономики, созданная, насколько нам известно, по проекту ЦРУ. В последние годы в стране фактически вновь отстроена однопартийная политическая система с ослабленными обратными связями. Оппозиция формально существует, но взята под плотную опеку административных структур. Фактически на роль оппозиции назначают, одновременно всячески препятствуя формированию реальных политических сил, независимых от кремлевской администрации: под разными предлогами им отказывают в регистрации или снимают с предвыборной дистанции. В этой ситуации выживание нынешнего российского политического класса будет зависеть от его благоразумной готовности к интеграции в свой состав элит, которые еще в 90-е годы были оттеснены от активного участия в политике, но не потерявших тягу к усилению российской государственности. В противном случае велика вероятность осуществления в России революционного сценария, центральной фигурой которого станет какой-либо «несистемный» политик, «российский Каддафи». После окончания избирательной компании по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации в декабре 2011 года по стране прокатилась волна митингов протеста в адрес власти, якобы, санкционировавшей многочисленные фальсификации итогов выборов. Свою роль сыграл интернет. Именно по сетям интернета инициаторы митингов обратились к гражданам с предложением выйти на улицу и принять участие в шествиях и митингах протеста. В Москве по разным данным в митингах приняли участие до 30 тысяч человек. Правда, сами инициаторы митингов протеста особой популярностью у населения не пользуются. Но нельзя не замечать наличие в обществе взрывоопасной смеси, основой которой является социальная несправедливость. По показа­телю ожидаемой продолжительности жизни, характеризующему уровень жизни населения, Россия занимает лишь 105-е место, отставая не только от всех развитых стран, но и от большинства развивающихся, в том числе тех из них, уровень экономического развития которых в 1,5—2 раза ниже, чем в России. Если говорить предметно, то средняя продолжительность предстоящей жизни в России составляет 68,7 года (2009). Примерно такого же уровня Рос­сия достигала в середине 1960-х гг., а в середине 1980-х гг. этот показатель даже превысил 70 лет. В то время Россия отставала от самых развитых стран на 1—3 года. Низкая ожидаемая продолжительность жизни в России связана с повышенной смертностью. В 2010 г. на 1000 человек населения в России умерло 14,3 человека против 9 в Европе и 12 в развивающихся странах (при корректировке по возрастной структуре населения). Из примерно двух миллионов умерших в России, при применении европейских коэффициентов смертности, должно было бы умереть 1300 тыс. человек, то есть на 700 тыс. меньше. При этом в России около 30% умерших (610 тыс. человек) умерли в трудоспособном возрасте. В Европе в трудоспособном возрасте умирают только около 10%. Соответственно, в сравнении с развивающимися странами, имеющими примерно тот же или даже более низкий уровень экономического разви­тия, чем в России, то в России должно было бы умереть около 1700 тыс. человек, то есть на 300 тыс. меньше. Смертность в трудоспособном возрасте в этих стра­нах не превышает 20%. При применении показателей развивающихся стран к России смертность среди трудоспособного населения должна была бы со­ставить 340тыс. человек, то есть на 270 тыс. человек меньше, чем это фактически имело место. Обращает на себя внимание также крайне низкий уровень обеспечен­ности российского населения комфортным жильем, по этому показателю Россия даже не входит в первую сотню стран мира, уступая всем разви­тым странам и большинству развивающихся. Средняя обеспеченность жи­льем российского населения на конец 2010г. составила 22,4 м2 на человека. При этом 23% жилищного фонда не обеспечено водопроводом и 27% — ка­нализацией. В сельской местности, где проживают более 38 млн. человек (27% населения), 53% жилья не имеет водопровода и 62% — канализации. Горячего водоснабжения не имеют 35% населения страны, в том числе 75% сельского населения. По стандартам, помещение без водопровода, канализа­ции, горячего водоснабжения вообще не может считаться жильем. При этом средняя обеспеченность населения развитых стран Европы комфортным жильем составляет от 40 до 60 м2 на душу населения а в США — 70 м2, вчетверо больше, чем в России. Однако не следует забывать, что из-за низких среднегодовых температур в России на строительство дома требуется в два раза больше строительных материалов, нежели в Европе. В то же время вокруг всех крупных городов России построены сотни тысяч особняков из качественного красного кирпича, гранита и мрамора – Красный редут России. Особенности внешней политики России Многие страны по инерции продолжают считать Россию «сверхдержавой», хотя на практике это на данный период далеко не так. По инерции Россию приглашают на заседания «Большой восьмёрки», включают в списки участников крупных международных форумов и саммитов. Россия поддерживает дипломатические отношения со 191 государством, имеет дипломатические представительства в 144 странах. У России нет дипотношений с Грузией (с 2008 года), Бутаном и Соломоновыми Островами, а также государством Тувалу, с которым, однако, уже достигнута договоренность об их установлении. Внешняя политика всегда отражает внутреннее состояние главных аспектов, определяющих назначение государства, его роль в мировом пространстве, актуальность государственных реформ. Во все времена, и это особенность внешней политики, внешняя политика, как зеркало, отражает личность, манеры, характер, ум и амбиции руководителя государства. Таким образом, роль личности руководителя государства определяет не только содержание внутренней политики, но и внешней. Тому есть немало исторических примеров, широко описанных в специальной литературе. При оценке качества внешней политики эксперты обычно пытаются сравнивать некоторые показатели или индикаторы, характерные для внешней политики ведущих государств. Это не всегда правильно, так как внешняя политика любого государства преследует те цели и задачи, которые являются характерными для конкретного государства. При этом цели государств не всегда или почти никогда не совпадают. Следует отличать красноречие руководителей государств от истинных намерений. Искусство политика в том и состоит, чтобы под слоем ярких и сочных выступлений скрыть свои истинные намерения. Международные отношения, выстраиваемые государством, это часть внешней политики. В этой связи Россия не является исключением из правил. Россия вполне благоразумно позиционирует себя, как сильное, но миролюбивое государство, имеющее намерения защитить слабого и помочь страждущим. Россия пытается участвовать в урегулировании международных конфликтов, иногда её участие приводит к положительным результатам. Например, Россия совместно с Китаем выступила на стороне Сирии в её конфликте с Израилем и США. Всем понятно, однако, что право диктовать собственное мнение имеют только сильные во всех смыслах этого слова государства. Россия является членом так называемого «ядерного клуба», но это членство уже никого не пугает. Например, Грузия хорошо понимает, что её территорию Россия обстреливать ядерными зарядами не станет, а мощности российской армии для запугивания не достаточно. Экономические отношения со странами СНГ не являются гарантией поддержки России этими странами при возникновении вооружённых конфликтов по отношению к России со стороны отдельных государств. Россия обоснованно боится остаться в одиночестве. Именно страх остаться в одиночестве в большей мере определяет характер внешней политики России. В принципе, такой подход является нормальным. Даже Америка при возникновении вооружённых конфликтов ищет поддержки и участия у других стран. Традиционно это страны НАТО. В России достаточно политиков, пытающихся подтолкнуть Россию к вступлению в НАТО. Политики наивно полагают, что членство НАТО может защитить Россию от крупных конфликтов, например, с Китаем. Отсутствие чёткой и понятной стратегии выстраивания внешней политики России приводит к политике «уздечки», когда Россия пытается держать в узде страны, которым поставляет нефть и газ. Такая политика вряд ли сможет примирить Россию и страны, импортирующие российские ресурсы. С позиций прагматизма России было бы необходимо дружить с теми, с кем дружба возможна, и сотрудничать при наличии взаимного интереса. Дружить со всеми и нравиться всем у России не получается. Начинать надо с простого: осмотреться и увидеть, кто хочет дружить и при этом не держит за пазухой камня, оценивая при этом существующие социально – экономические возможности. В целом внешняя политика России не отличается агрессией по отношению к другим странам, что устраивает современный анклав. Причины низкого социального уровня в России Возникает вопрос: почему в сравнении с экономическими показателями показатели уровня жизни в России намного ниже соответствующих показа­телей в других странах? Объективно, применительно для России причины довольно простые. Значительная часть ресурсов страны в советский период отвлекалась на развитие тяжелой промышленности и, особенно, оборонных отраслей, а также содержание огромных вооруженных сил. Все эти траты, естественно, проводились за счет населения, которое не­дополучало свою долю финансирования. Социальная сфера финансировалась фактически по остаточному принципу. На фоне других стран Россия выделялась крайне низким уровнем заработной платы и доходов населения, в том числе самыми низкими заработными платами учителей и врачей, минимальными размерами пенсий и стипендий, самой низкой долей расходов на здравоохра­нение, крайним отставанием в объемах жилищного и коммунально-бытового строительства. Высокие зарплаты не были нужны по причине отсутствия объёма потребительских товаров. В советское время господствовала идеология преимущественного раз­вития производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления. Но производств для производства средств производства в России, как не было, так и нет до сих пор. В советское время ведущие отрасли тяжелой промышленности имено­вались по – коммунистически гордо: металлургия — «хлеб промышленности», машиностроение — ее «сердцевина», нефтегазовая промышленность — «кровеносная система». А вот потребительские товары для населения, напротив, характеризова­лись унизительным словом «ширпотреб»; для их производства стремились не создавать специализированные отрасли, их призывали делать из отходов производства тяжелой промышленности. Металлическая посуда произво­дилась металлургами; производство холодильников, стиральных машин пытались организовать при оборонных заводах и прочее. Работники легкой и пищевой промышленности, где преобладал тяжелый конвейерный труд или труд с принудительным ритмом, задаваемым работой оборудования, получали меньше всех. Это были самые бедные в России отрасли по соци­альным, в том числе пенсионным, льготам, с преобладанием тяжелого жен­ского труда, часто трехсменного. Наиболее пренебрежительное отношение в советское время было к работникам торговли, которые в кинофильмах, художественной литературе обычно фигурировали в качестве расхитителей госимущества, «воришек», «барыг», «спекулянтов». Не лучшим было отношение и к работникам важнейшей для населения жилищно-коммунальной сферы. Сантехник обычно ассоциировался с пьяницей. Что касается артелей, производящих важные потребительские товары, то считалось, что в них преобладают инвалиды. Другими словами, нормальный человек — «строитель комму­низма» — не мог пойти в торговлю, жилищно-коммунальное хозяйство, в артель. Это считалось унизительным. При изменении социально-экономического строя России и переходе от административно-планового управления к рыночному хозяйству многое изменилось. Сфера услуг, которая в советское время составляла только 3 % ВВП, увеличилась до 60 %. Особенно быстро на­чали развиваться услуги в области торговли, финансов, операций с недвижимостью. Постепенно стало меняться и отношение к этим сферам деятельности. Однако образование, здравоохранение, наука на первых порах оказались на «задворках» развития народного хозяйства. И старые диспропорции и не­дооценка этих ключевых сфер в современном обществе во многом сохрани­лись. Закончено обследование представительной группы населения страны, проведенное в декабре 2011 года. Основной результат выглядит печально: почти половина населения не доверяет системе здравоохранения и врачам; 9 из 10 полагают, что система здравоохранения требует изменений. В благополучных странах тратят на здравоохранение 9–16% от их огромных экономических возможностей. В России – только 4,5%. При этом общественные расходы на здравоохранение, то есть то, что тратится из бюджетов и из обязательного страхования, в России ниже, чем в европейских странах. Зато расходы из кармана гражданина – самые высокие. В других странах, например, в Бельгии, Франции, Германии – доля личных расходов граждан равна около 10%. По-прежнему зарплаты учителей и врачей ниже зарплат промышленных рабочих, не говоря уже о доходах инженерно-технических кадров. Пренебре­жительное отношение осталось к жилищно-коммунальному хозяйству, роль которого объективно резко выросла. В поставке промышленных потребительских товаров преобладает импорт. Эти отрасли, а также российская легкая промышленность и производство промышленных потребительских товаров опять оказались на обочине развития. Чуть лучше положение в пищевой промышленности. Сюда пришел ка­питал, отрасль обновилась. Были созданы крупные объединения. Но и здесь до половины всего продовольствия продолжает завозиться по импорту, поэтому и пищевая промышленность сталкивается в развитии с большими трудностями. Образование и здравоохранение, чтобы выжить, все больше переходили на платную основу, в том числе развивая теневой бизнес с широким распро­странением подношений и взяток. Уровень образования в России достиг 40-го места. Раньше по этому пока­зателю Россия входила в десятку передовых стран. Когда был запущен первый спутник, в США провели широкое изучение причин того, почему Россия оказалась впереди. В результате был сделан правильный вывод: причина успеха России — в лучшем образовании. В то время Россия на образо­вание тратила 10% национального дохода, а США — 4%. В США и других развитых странах начался подлинный бум образования, а в России, напро­тив, доля расходов на образование в составе ВВП стала сокращаться. И сей­час на образование в России тратится менее 5% ВВП против 11% в США и 8—9% во многих развитых стран. Еще хуже обстоят дела со здравоохранением. В условиях глубокого 10-летнего трансформационного кризиса финансирование здравоохранения со стороны государства сократилось в разы. Доходы работников других от­раслей намного превысили скромные доходы работников здравоохранения. Качество лечения, его объемы сократились. Стала расти смертность населения. И только с 2006 года, когда благодаря национальной программе «Здоровье» начали проводиться меры по улучшению здравоохранения, показатели смерт­ности и продолжительности жизни стали демонстрировать позитивную динамику. В период трансформационного кризиса инвестиции в народное хозяйство страны, в том числе и в жилье, снизились в 5 раз. Поэтому с 1990 до 2001 года объем жилищного строительства сократился почти вдвое, а потом стал медленно расти. Благоустройству жилья практически не уделялось сколько-нибудь заметного внимания. Количество ветхого и аварийного жилья за 10 лет (2000-2010) практически не сократилось. Объем жилищного строительства в расчете на душу населения в России как был, так и остался ниже показателей развитых стран, где обеспеченность жильем в два-три раза выше, не говоря уже о его благоустройстве. После 10-летнего трансформационного кризиса (1990—1998/99 годы), кото­рый был связан с распадом СССР, шоковым переходом к рынку и стихийно происшедшей массовой конверсией военного производства, уровень раз­вития экономики и уровень жизни людей резко снизились. За эти годы ВВП сократился в 1,8 раза, а реальные доходы населения снизились в 1,9 раза. Инвестиции за это время сократились почти в 5 раз. В период кризиса ввод жилья в России сократился с 64 млн. м2 (2008) до 60 млн. м2 (2009) и 58 м2 (2010). В 2011году роста объема ввода жилья не произошло. Фактически отставание по жилищной обеспеченности в период кризиса и первых после кризисных лет усугубилось. Худшими из социальных показателей в России, как говорилось выше, являются показатели продолжительности жизни, смертности, здоровья населения и качества здравоохранения. В эту сферу в послед­ние годы российское правительство вкладывает большие средства, обновляя медицинскую технику, открывая новые высокотехнологические центры, стимулируя производство отечественных лекарств в России, ремонтируя больницы и по­ликлиники. Принятые меры сказались на общих результатах в здравоохранении. С 2006 г. на­чалось сокращение смертности населения России: она снизилась к 2010 г. с 16,2 до 14,3 в расчете на 1000 человек населения. Ежегодно снижается и детская смертность: на 1000 детей, родившихся живыми, смертность к 2009 г. снизилась до 8,1, в то время как, например, в 2000 г. детская смертность составляла 15,3 человека на 1000 человек. Однако если смо­треть не на динамику, а на уровни смертности, то картина получается неутешительная. Уровень детской смертности более чем вдвое превышает среднюю младенческую смертность в развитых странах Европы. Младенческая смертность в Финляндии, Швеции, Норвегии составляет 2,5—2,7 человека на 1000 детей, родившихся живыми; в Италии, Германии, Австрии, Нидерландах — 3,5—4 человека. В последние годы удалось достичь увеличения рождаемости в России. Она стала расти с 2004 года и на 1000 человек населения увеличилась к 2009 году с 10,4 до 12,4. В связи с сокращением смертности немного повышается и пока­затель ожидаемой продолжительности жизни при рождении. С 2001 по 2009 годы этот показатель вырос с 65,2 до 68,7 года. Однако обращает на себя внимание тот факт, что мощный экономический подъем в период 2000-2005 годы не вызвал за­метного улучшения здоровья населения, роста продолжительности жизни, сокращения общей смертности. Что касается младенческой смертности, то она продолжала снижаться и в 2010 году, возможно, благодаря строительству крупных региональных перинатальных центров. Анализ этих тенденций не должен заслонить тот факт, что суще­ствующая продолжительность жизни в России — показатель, совершенно не соответствующий месту России в мире, уровню её экономического развития. Положение здесь даже при благоприятном тренде остается катастрофически плохим и требует принятия немедленных мер для ис­правления ситуации. Народы, населяющие земли Сибири и Крайнего Севера, не получают должной для поддержания здоровья поддержки от Правительства РФ. Если по объему ВВП, уровню экономического развития и реальных до­ходов Россия достигли и даже превзошли лучшие показатели советского времени, то по уровню образования, качеству здравоохранения, показателям смертности и продолжительности жизни, а также объемам жилищного строительства положение существенно ухудшилось. За это время другие страны сделали большой рывок вперед и значительно обошли Россию по социальным показателям и качеству жизни населения. Подавляющая часть социального эффекта от экономического развития коснулась населения с наивысшими доходами, а наименьший рост уровня жизни наблюдается у малообеспечен­ных групп. Поэтому мы считаем социальный эффект от экономического развития низким, неадекватным, неэффективным, противоречащим обще­человеческим тенденциям. Децильный коэффициент дифференциации до­ходов в России вдвое выше, чем в странах Еврозоны (6—10 раз), и втрое выше, чем в Японии (5 раз). Вывод: в среднесрочной перспективе, в ближайшие несколько лет, вряд ли удастся значительно подтянуть отстающие социальные показатели России к уровню ее экономического развития. Это связано с тем, что под влиянием глубокого финансово-экономи­ческого кризиса существенно изменились в худшую сторону условия хозяйствования, и Россия перешла на новую, сниженную траекторию экономического роста. Старая модель экономического развития, базирующаяся на устаревшей материально-технической базе народного хозяйства и отсталой структуре экономики с зависимостью от развития топливных и сырьевых отраслей, с низкой долей высокотехнологических производств себя изжила. Непосредственной причиной этого замедления является, прежде всего, продолжающийся отток капитала в долларах: 2006 г. — 43 млрд., 2007 г. — 82 млрд., 2008 г. — 133 млрд., 2009 г. — 52 млрд., 2010 г. — 35 млрд., январь—май 2011 г. — 35 млрд. Прогнозный отток капитала в 2011 году – 75 – 80 млрд. долларов. На темпы экономического развития в среднесрочный период нега­тивное воздействие оказывает и большое снижение инвестиций в период кризиса (более чем на 16%) при медленном их восстановлении (около 6 % в год). Сказалась также стагнация и убыточность главной инвестицион­ной отрасли России — строительства — в 2010—2011 годы, как и большое падение в кризис производства машин и оборудования при медленном его восстановлении и замедленный рост инновационных технологий по­сле кризиса. На сокращение темпов экономического развития существенно повлиял также необычайно низкий урожай в 2010 году, когда растениеводство сократи­лось на четверть, а объем сельскохозяйственного производства в целом — на 11,9% при надвигающемся кризисе животноводства из-за большой не­хватки кормов. Все эти изменившиеся условия резко понизили эффективность экономического роста в России. Рекордное повышение цен за баррель нефти с 59 долларов в 2009 году до 78 в 2010 году и 105 долларов в 2011 году мало повлияло на прирост ВВП, который в 2010 г. составил 4%, а в 2011 году составит, как ожидается 4,2%. Еще медленнее растут реальные доходы. При небывало высо­кой цене на нефть федеральный бюджет по-прежнему сводится с дефицитом, который в 2011 году составит 1,5% ВВП. Вот структурные этапы плана Правительства России. Предстоит модернизировать реальный сектор экономики: — обновить за 10—12 лет материально-техническую базу стра­ны, сократив средний срок службы машин и оборудования с 19 до 8—10 лет; — преобразовать структуру народного хозяйства в направлении повы­шения доли готовой продукции с высокой добавленной стоимостью; прежде всего, в разы поднять удельный вес высокотехнологичных, наукоемких и инновационных производств, удвоив роль экономики знаний (науки, информационных технологий, образования, био­технологии, здравоохранения) в формировании ВВП России; — утроить жилищное и инфраструктурное строительство, создать со­временную транспортную систему, сделав эти отрасли локомотивом развития всего народного хозяйства страны. При этом должны быть созданы экономические и социальные условия для ускоренного развития. С этой целью в ходе структурных институцио­нальных реформ планируется модернизировать: — отношения собственности, освободив госсобственность от ком­мерческих предприятий и организаций, не выполняющих государ­ственные функции, проведя новый крупный рыночный этап прива­тизации и подняв долю частной собственности с 30—35% до 65—70%; — финансовую сферу с доведением суммарных активов банков до 150—200% ВВП с ны­нешних 75%. В рамках финансовой системы планируется: — создать рыночные фонды «длинных» денег (фонд накопительных пенсий, фонд страхования и паевые фонды при резком увеличении долгосрочных пассивов коммерческих банков) и сформировать со­временный рынок капитала с единой крупной открытой биржей; — сформировать цивилизованную конкурентную среду с силь­ным антимонопольным законодательством, преодолев не толь­ко олигархические, но и государственные монополии типа Газ­прома, Сбербанка, РЖД, «Аэрофлота», не говоря о «Роснефти», «АвтоВАЗе», «Связьинвесте» и прочее; — углубить рыночные отношения в аграрно-промышленном секторе на основе перехода к земельному рынку, залогу земли и формиро­ванию наряду с высокоэффективными и технологически продви­нутыми малыми и средними предприятиями крупных аграрно-промышленных комплексов, охватывающих всю цепочку «от поля до прилавка»; — довести до конца реформирование всей социальной сферы, осво­бодившись от пережитков социалистического иждивенчества и перейдя к ее современной структуре; — коренным образом перестроить систему регионально­го управления, преобразовать отжившую административно-территориальную систему с преобладанием дотационных субъ­ектов федерации среди относительно небольших регионов и сформировать систему крупных губерний с самофи­нансированием, самоокупаемостью и самоуправлением при на­личии стратегических общегосударственных территориальных программ. Эта социально-экономическая модернизация, естественно, по замыслу правящей элиты должна быть подкреплена модернизацией судебно-правовой системы, проводя­щимся реформированием вооруженных сил, необходимыми политически­ми изменениями. При новой модели социально-экономического развития норма инве­стиций должна быть повышена до 35—40%, что позволит ускорить развитие экономики страны до 5—6% в год и тем самым создать экономическую базу для решения назревших социальных проблем. Следует подчеркнуть, что для российской правящей элиты является закономерным составление удачных планов развития и успешный провал реализации таких планов. Например, успешно провалился план по удвоению ВВП, одобренный обществом в 2001 году. В современной России очевидно «работают» три преимущества: 1) агломерационный эффект, который дает экономию за счет снижения транспортных издержек, большего выбора работников и рабочих мест на рынке труда, более интенсивного использования инфраструктуры; 2) обеспеченность сырьевыми ресурсами, которые востребованы на мировом рынке; 3) выгодное положение на основных путях мировой торговли, главным образом приморское. Недавно федеральные власти провозгласили политику «нового освоения Сибири и Дальнего Востока». Возрождаются и попытки ускорить экономический рост слаборазвитых регионов путем значительного увеличения в их экономику государственных инвестиций и добровольно-принудительного привлечения инвестиций крупного российского бизнеса. Судя по статистике инвестиций, в этой политике пока больше слов, чем дела: в большинстве восточных регионов, а также в Сибири, объем инвестиций на душу населения все еще в два-пять раз ниже среднего по стране. Российский опыт показывает, что масштабная финансовая помощь со стороны федерального центра формирует в регионах зависимую дотационную экономику, представленную в основном сектором бюджетных услуг. 

Продолжение

Категория: Аналитика | Добавил: Роланд (13.09.2012)
Просмотров: 1114 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: