Начальника Генштаба, проводившего военную реформу, отправляют в отставку?
В
руководстве Вооруженных сил (ВС) грядут перемены. В прессу просочилась
информация, что главу Генштаба Николая Макарова – одного из ключевых
исполнителей реформы ВС - отправляют в отставку. В недрах Минобороны
циркулируют слухи, что Макарова почетно «уйдут» в мае, сразу после
инаугурации Владимира Путина.
Якобы 20 марта, на заседании
расширенной коллегии Минобороны, президент Дмитрий Медведев уже
поблагодарил начальника Генштаба: заявил, что реформирование армии
практически завершено, что эта задача и стояла перед Макаровым, что он
ее выполнил и теперь уйдет на какую-нибудь почетную должность.
Говорят
еще, что во время закрытой части заседания коллегии президент Медведев
еще и наградил генерала звездой Героя России за заслуги перед армией и
страной. Официально о награждении не сообщалось, хотя некоторые
представители военного ведомства в неформальных беседах сообщили
журналистам, что генерал уже появлялся со звездой в узком кругу
приближенных. Характерно, что вплоть до настоящего момента в Минобороны
отказываются комментировать эти слухи.
Что стоит за смещением
генерала Макарова, рассуждает генерал-полковник Леонид Ивашов, бывший
начальник Главного управления международного военного сотрудничества
Министерства обороны РФ, ныне – доктор исторических наук, президент
Академии геополитических проблем.
«СП»: – Леонид Григорьевич, какую роль генерал Макаров играл в проведении реформы?
–
Макаров, видимо, выполнял то, что приказали, и выполнял безропотно.
Нужно было понизить боевой потенциал Вооруженных сил. Именно такая
задача была поставлена перед генералом – чтобы ВС РФ не пугали
международную общественность, чтобы не были затратными в содержании. И
Макаров предложил модель, при которой Вооруженные силы перестают быть
системной военной организацией.
«СП»: – Что это означает на практике?
–
«Новый облик» армии заключался, прежде всего, в переводе ее на
бригадную систему. В результате у нас сегодня – если брать сухопутные
войска – имеются лишь 39 общевойсковых бригад. И у меня, например,
возникает вопрос. У нас всего одна бригада стоит на Забайкальской
границе протяженностью 3 тысячи километров. Кого там эта бригада может
удержать, какого противника? То же можно сказать про систему ПВО – ее
фактически нет, повсюду огромные дыры.
В результате реформы мы
сегодня лишились военной разведки, военной науки, разрушили старую
систему управления Вооруженными силами, а новую не создали. Наконец, мы
угробили военное образование.
Я считаю, что наши Вооруженные
силы, в результате реформы, стали на порядок слабее. И это – результат
деятельности Макарова. За все это, конечно, можно давать высокие
награды. Но только не российские. За это можно присвоить награду «Герой
НАТО».
«СП»: – Почему же Медведев благодарит генерала?
– А
что остается Медведеву делать? Он – верховный главнокомандующий. И если
он объявит, что реформы привели к деградации Вооруженных сил, к
ослаблению боевой мощи – значит, наш президент сечет самого себя, как
унтер-офицерская вдова. Поэтому президент и хвалит Макарова.
«СП»: – Как теперь сложится судьба Макарова?
–
Его где-то пристроят, чтобы он получал свою денежную дотацию. Но такой
человек всегда будет фигурой, которую держат под прицелом.
Если
завтра в России поменяется власть – а она обязательно поменяется, – и
начнутся процессы по подрыву обороноспособности страны, кому-то придется
отвечать. Медведев разведет руками – скажет, что он гражданский
человек, и доверился профессионалу, генералу армии. В этой ситуации
генерала Макарова всегда могут выставить главным виновником.
«СП»: – А что за история с якобы секретным присвоением Макарову звания Героя? Это похоже на правду?
–
Такого рода награждения случались и раньше. Анатолий Квашнин (начальник
Генштаба в 1997—2004 годах, – «СП») тоже много сделал для подрыва
обороноспособности страны. И он тоже тайным указом является Героем
России. Как видите, подрыв собственной обороноспособности у нас очень
высоко ценят.
«СП»: – Кто придет на место Макарова? Сейчас
говорят, что, вероятно, назначат командующего внутренними войсками МВД
Николая Рогожкина. Он кадровый военный, был замначальника штаба
сухопутных войск, его только при Путине перевели в аппарат МВД. Поэтому
для Минобороны он, с одной стороны, не будет чужим, а с другой - не
будет так связан с генералами, которых так вычищали из Минобороны
Сердюков с Макаровым. Рогожкин якобы уже побывал на встрече с Путиным,
но о чем там шла речь, неизвестно. Рогожкин – вероятный кандидат?
–
Я этим слухам особенно не верю. Путин, как правило, делает все вопреки
слухам. Если же назначат Рогожкина… Конечно, он хороший профессионал. Но
здесь речь идет о военной политике. Если начальником Генштаба назначают
командующего внутренними войсками – значит, функционально Вооруженные
силы становятся придатком внутренних войск. И нацелены они не на
нейтрализацию внешних угроз, а для применения внутри страны, для
поддержания нынешней власти…
Другое мнение
Алексей Макаркин, вице-президент Центра политических технологий:
–
В 2007-м политическое руководство пришло к выводу, что нужно, наконец,
проводить военную реформу, а не говорить об этом (до этого 15 лет о
реформе армии шли одни разговоры). В итоге, нашли человека, который мог
бы реформу проводить, господина Сердюкова – человека гражданского,
лишенного политических амбиций, которому было все равно, что думают и
говорят о нем офицеры и генералы.
Внешне реформа имела простую
задачу. Советская армия была ориентирована на участие в глобальном
противостоянии, прежде всего, с США. До 2007 года армия сокращалась
численно, но ее внутреннее устройство было по-прежнему ориентировано, по
сути, на подготовку к Третьей мировой войне.
Теперь же
требовалась новая армия, приспособленная для эффективного участия в
региональных локальных конфликтах. То есть, армия компактная, основанная
на контрактном принципе, высокотехнологичная, с современной системой
военного образования. Плюс, нужно было решить вопросы с огромным
количеством военного имущества, оставшимся со времен советской армии.
Плюс, сократить огромное число офицеров, которые занимались
непрофильными вопросами.
Но легко сказать – надо трансформировать
армию. На практике такая трансформация порождает множество проблем.
Прежде всего, есть привычная сложившаяся структура армии, и ее
реорганизация в бригады означает, например, ликвидацию воинских частей с
многолетней историей – частей, которые прославились еще во время
Великой Отечественной войны. Или другая задача – снять погоны с офицеров
непрофильных специальностей. Это означает не только удар по их
корпоративному духу, но и по финансовому обеспечению.
С реформой
возникала масса практических проблем, для решения которых нужен был
кадровый военный. Генерал, который бы прошел все ступени – от командира
взвода до командующего округом, – и который мог быть стать человеком №2,
правой рукой министра обороны. Этот генерал должен был решать
непопулярную задачу, против которой выступали большинство его товарищей.
Стать таким человеком и согласился генерал Макаров.
Поэтому
сейчас Макарова и награждают. Уже когда он шел на должность начальника
Генштаба, думаю, прекрасно понимал, что реформой он не повысит свою
популярность в военной корпорации.
Ему сегодня много хуже, чем
Сердюкову. Сердюков вчера на налоговой службе, сегодня – на армейской, а
завтра его еще куда-то пошлют. Его карьера не закрыта. А вот Макаров –
человек военной корпорации, и только. Тем не менее, он за поставленную
задачу взялся, и ее выполнил...
Андрей Полунин
Источник: http://www.newsland.ru/news/detail/id/925251/ |